Разновидности твердых переплетов

Первым материалом, который применялся для твердых переплетов книжных, являлась кожа. Кожу использовали для изготовления владельческих, индивидуальных, а также книг, предназначенных для продажи.

Наибольшей популярностью пользовались два вида:

  •     выросток
  •     опоек.

Выростком назывался переплет  из молодых телят, которым еще не исполнилось одного года. Изделие из телят в возрасте от одного до двух лет называлась опоек. Данный вид  изделия пользовался большой популярностью благодаря тому, что у нее практически нет фактуры.

Более того, для достижения большей гладкости, кожу подвергали процессу полировки. Выбор цвета  твердого переплета определялся не предпочтениями, а природным цветом.

Дело в том, что телячьий переплет практически не окрашивается и все книги были коричневыми, а разница в цвете могла варьироваться от более светлого к более темному.

Оригинальные переплеты

Для создания старинных книг и их твердых переплетов также применялось несколько других сортов натуральных материалов, которые используются и по сей день.

  •  Баран. Данный сорт был относительно не прочным по сравнению с остальными аналогами. Плюсом данного изделия являлось ее легкое окрашивание. Основными цветами, в которые окрашивалась данная кожа, были зеленый, черный, а также темно-коричневый. Пиком популярности подобных переплетов стал конец девятнадцатого и начало двадцатого века, так как именно в данный период выпускалось большое количество недорогих книг, предназначенных для массового чтения.
  •  Бычья. Данный вид характеризовался повышенной прочностью. Подобный вид переплета использовался исключительно в тех случаях, когда на переплете выбивалось либо вырезалось изображение.
  • Велюровая либо хромовая кожа. Для производства подобного вида переплета применялась кожа свиней либо коров. Благодаря сложному и длительному процессу обработки, данный материал становилась очень ворсистым и схожим с велюром.
  • Жеребенок. Применялась исключительно для дешевых книг, которые массово производились в конце девятнадцатого века. Производился данный вид материал из жеребят. Его крайне тяжело поддавалась дублению и сильно боялась сырости, а при контакте с водой начинала сильно пузыриться.
  • Замша. Для этого материала использовалась кожа оленей, опойка либо овчины. Несмотря на отличные качества, такие как износостойкость, бархатистость и мягкость, данный вид переплета  применялся крайне редко.
  • Козья. Из-за низкой сопротивляемости к влаге, а также неудобства при ее дублении применялась только во второй половине девятнадцатого века для создания дешевых книг для массового чтения.
  • Марокен либо сафьян тесненный. Применялся исключительно для создания переплетов индивидуальных либо подносных. В некоторых случаях данный вид структурной кожи мог быть заменен на бумагу.
  • Овечья. Являлся наиболее доступным и чаще всего использовался для создания переплетов. Овечьий переплет часто использовалась во второй половине девятнадцатого века для создания не дорогих книг. Кроме того, при спрессовывании нескольких слоев подобной кожи появлялась возможность создать подобие более дорогого сорта кожи для переплета.
  • Сафьян. Получался при дублении растительном шкур коз либо овец. У данного сорта кожи была ярко выраженная текстура, которая отличалась красотой, а также невероятной прочностью.

Помимо кожи, для создания  твердых переплетов на Руси применялись различные ткани. К дорогим тканям относились парча, трип, бархат, шелк, атлас, объярь (ткань шелковая, обладавшая волнистой текстурой). Более дешевыми тканями, применявшимися для создания переплетов, являлись: рядина или холщовая ткань и полотно суровое.

Следует отметить тот факт, что переплеты тканевые не получили широкого распространения, так как на тот момент более дешевой являлась именно кожа, которая кроме всего прочего была способна сохранить книгу в течение более продолжительного периода времени.